среда, 15 января 2014 г.

10 правил решения конфликтов


... Даже самые счастливые пары иногда ссорятся. 


Дело вовсе не в том, чтобы выстроить отношения в семье вообще без конфликтов - такое бывает, но крайне редко. 

Вопрос в том, как научиться выходить из конфликтных ситуаций, чтобы небольшая размолвка не переросла в грандиозный скандал.



 Самый оптимальный вариант - найти компромиссное решение, которое удовлетворит обе стороны.

Если же одна из сторон пошла на уступки, оставшись убежденной в своей правоте, - проблема не решена и вам придется столкнуться с ней через некоторое время снова.

Предложенные ниже модели поведения применимы не только для женщин, но и для мужчин. К тому же все они выполнимы, не смотря на кажущуюся сложность.


1. Научись гасить эмоции. 

 Ни один разговор не может получиться конструктивным, пока кто-то откровенно агрессивен.
 Все зависит от того, какого результата вы собираетесь добиться.
 Если просто разрядиться - кричите на здоровье, только не ждите, что вас кто-то «услышит».
 Если есть конкретная цель, тогда эмоции в сторону, успокаиваемся и только после этого заводим серьезный разговор.

Погасить эмоции не так сложно, как кажется.

  Для этой цели используйте простой способ. 
В такие моменты начинайте смотреть на ситуацию со стороны, вроде как кино: да, главному герою сочувствуешь, за него переживаешь, но это не ты, поэтому анализируешь его проблемы спокойно.
 С первого раза может и не получиться. Но после нескольких «тренировок» этот метод работает просто замечательно. 

    2. Не накручивай себя. 

Бывает так, муж (или жена) на пару часов с работы задержался, а за это время чего только не придумаешь, начиная от автомобильной аварии и заканчивая другой женщиной. 
К моменту его возвращения домой уже все готово к скандальчику прямо с порога. Поэтому, пока его нет, а накрутка пошла, вспоминаем о пункте первом и гасим эмоции на корню. 
В освободившееся от этого непродуктивного занятия время попробуйте разобраться почему вы так беспокоитесь и что при этом на самом деле чувствуете.

Вы очень удивитесь, когда поймете, на чем основаны ваши эмоции.

 Во-первых, это может быть страх: страх, что вас бросят, страх, что с ним что-то случится, страх, что вы стали ему неинтересны и пр. 
Во-вторых, обида, основанная на собственном эгоизме. Наиболее часто употребляемые выражения в этих случаях: «Я потратила на него лучшие годы!», «Он испортил мне жизнь!», «Я живу ради него, а он этого не ценит!»

После этого представьте, что он входит в дверь и подумайте о том, чего вам больше хочется: накричать на него или обнять? Если накричать, значит, эмоции еще остались - гасите дальше. 

А если обнять, то так и сделайте, когда он вернется. 
Заодно можете честно, но спокойно признаться ему, по поводу чего вы волновались/сердились.

 По опыту знаю, что после этого он сам будет звонить и предупреждать, что задерживается. Кстати, в отношении детей, особенно неуправляемых подростков, этот метод тоже работает.

3. Правильно выбирай время для серьезного разговора.  


Не лезьте под горячую руку. 
Видите, что человек пришел с работы раздраженным, а у вас к нему срочный серьезный разговор образовался - отложите разговор. 
Ничем хорошим он в данный момент не закончится. И еще раз напомню: не заводите таких разговоров, пока он голодный, невыспавшийся, занят чем-то, а уж тем более, если он пришел «под шафе».

4. Анализируйте ситуацию и пытайтесь найти причину, а не бороться со следствиями.


 Иногда причина раздражения не лежит на поверхности, а потихонечку отползает в сторону подсознания, чтобы переродиться там в очередного «таракана».

 Чаще всего это происходит в случаях, когда обида не была проговорена словами, причина ее стерлась из «оперативной» памяти, но никуда не исчезла.


 

5. Ссориться нужно из-за конкретной разбитой тарелки. 

Как часто мы, начиная ссору, например, из-за разбросанной по всей комнате одежды, припоминаем мужу или ребенку все грехи за последние полгода!
 И маленький конфликт разрастается до невероятных масштабов. 
Не уходите от темы: ограничьтесь конкретной провинностью.
Все, что было - в прошлом. А посему забыли об этом и не вспоминаем.

6. Не накапливай проблем. 


 Обсуждайте каждый вопрос по мере его возникновения, не надо ждать, пока их соберется много.
Не стоит за один раз обсуждать несколько наболевших проблем.
 Оптимальный вариант - одна проблема на один разговор. Удалось с ней разобраться и прийти к компромиссу, через день-другой переходите к следующей, не напоминая о предыдущей.
 Возможно, вначале их будет много, со временем такие разговоры станут все реже, и вы сможете совершенно спокойно весь вечер болтать о пустяках или заниматься каждый своим делом.

7. Не затаивай обиды и не культивируй в себе комплекс вины. 


 Оба этих чувства очень похожи, достаточно деструктивны и находятся исключительно внутри нас самих. 
 Мы переживаем, нервничаем, изводим себя, а человек живет себе спокойно, ни о чем не подозревая. Кому от этого плохо? Естественно, нам!

Ну, теоретически понятно. А как быть с практикой?


Об обиде можно поговорить, но спокойно, без истерик. Обычно это выход. Часто бывает, что обида гаснет в тот момент, пока ее проговариваешь вслух. 
Не выкрикиваешь, а проговариваешь, заметьте. 
С чувством вины несколько иначе.
Даже если вас обидели, попросите прощения и другому человеку тоже будет проще попросить прощения у вас. 

8. Не опускайся до оскорблений.

 Во время ссоры никогда не оскорбляйте и не унижайте друг друга. Это остается в памяти, подрывает доверие и уважение к человеку. Даже во время ссор всегда называйте по имени друг друга и ласково.

9. В процессе разговора воздержись от ироничных реплик и язвительных замечаний.


  Иногда оскорбляют даже не слова, а тон, которым произнесено то или иное замечание.
 За этим тоже нужно следить.

10. Не устраивай истерик.


 Истерика - одна из форм манипуляции. Занимаются этим не только женщины, но и мужчины, только у женщины для этого есть особое оружие. 

Ни для кого не секрет, что большинство мужчин не выносит женских слез, и, чтобы прекратить это безобразие, готовы принять любые условия капитуляции. 

Этот способ практикуют многие женщины, не задумываясь о том, что проблема вернется, как только слезы высохнут. Мало ли что он обещал! Вы же вынудили его принять это решение. 

Итак, с ситуациями, где причина находится исключительно в вас, вроде как разобрались. А как быть, если ссору начинает дражайшая половина?

Если инициатор не ты или как погасить чужие эмоции?



1. Принцип святой воды.

 Бабушка когда-то советовала: «Если муж из-за чего-то завелся, начал кричать, набери в рот святой водички и держи ее, пока он не выговорится». 
 Если нет под рукой святой - из-под крана вполне подойдет.
 Если вдруг проглотила, тут же набирай следующую порцию. 
Главное не ляпнуть чего-нибудь в промежутке. Человек просто не может долго разговаривать сам с собой. Выслушайте, что он вам скажет в порыве эмоций, но сразу не отвечайте. Пусть успокоится, отойдет. Выберите такой момент, когда настроение его будет соответствовать откровенному разговору.
 И тогда уж можно будет спокойно поговорить. Да заодно и сами успокоитесь, все обдумаете.

2. Нестандартные действия остужают.  


Также очень действенный метод, когда страсти накаляются, взять и совершенно спокойным тоном перескочить на несколько секунд на другую тему. Например: «Налей мне чайку, пожалуйста» или «Ты не мог бы прикрыть форточку, а то я замерзла».  

Во-первых, таким образом вы даете понять человеку, что ваш раздраженный тон касается только обсуждаемого вопроса и на все остальное не распространяется. 
А во-вторых, человек не может думать две мысли одновременно, и к тому моменту, когда вы вернетесь к прерванному разговору, последнюю мысль придется повторить.
 Тоже, заметьте, спокойно. Эмоции уже погасли, а для того, чтобы они снова дошли до пика, необходимо какое-то время.

3. Не цепляйся к словам.


 Очень часто вырванная из контекста фраза может иметь совершенно другой смысл. А если еще эта фраза произнесена с ехидством, то ваш скандал сложится вполне успешно. 
Поэтому попробуйте снова вспомнить о цели вашего диалога - поссориться или добиться конкретного результата - и не провоцируйте усиление отрицательных эмоций у собеседника.

4. Не принимай все на свой счет. 


 Иногда причина раздражения может находиться совершенно в другом месте: неприятности на работе, с другом поссорился, машину стукнул, продавщица в магазине нахамила - да мало ли... На вас, что ли, свет клином сошелся? Вон сколько народа вокруг, готового настроение подпортить.

Получается, что при грамотном подходе и чужую агрессию можно свести к минимуму. 



Поэтому берегите друг друга, чтобы потом не пришлось жалеть о том, что жизнь прошла без любви. Ведь у нас не так много времени для счастья...

Комментариев нет:

Отправить комментарий